Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Рычкова Раиса Эриковна. Развитие творческого компонента языковой способности учащихся 5-8 классов на основе искусствоведческого материала : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2005 238 c. РГБ ОД, 61:05-13/1230

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого компонента языковой способности учащихся средствами искусствоведческого материала 13

§ 1. Психологические и лингводидактические основы развития языковой

способности личности . 13

1.1. Лингводидактическое учение о структуре языковой личности, её развитии, соотнесенности с понятием "языковая способ ность" 13

1.2. Психологическое определение языковой способности, ее струк тура. "Чувство языка" - основополагающий компонент языковой способности 18

1.3. Решение проблемы развития творческого компонента языковой способности личности при обучении в школе 25

§ 2. Роль искусства в эстетическом воспитании личности 39

2.1 .Сущность эстетического воспитания 39

2.2. Специфика хореографического искусства: 49

§ 3. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка 59

Выводы по 1 главе 67

Глава 2. Состояние развития творческого компонента языковой способности учащихся 5-8 классов средней школы 70

§ 1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средней общеобразовательной школы 70

§ 2. Уровень развития творческого компонента логического мышления учащихся 5-8 классов 75

§ 3. Степень сформированности языковой интуиции учащихся 5-8 классов 87

§ 4. Сформированность образного строя речи и образного мышления учащихся 5-8 классов 93

§ 5. Сформированность эмоциональной стороны речи учащихся 5-8 классов 104

§ 6. Готовность учителей к внедрению развивающей методики обучения родному языку 112

Выводы по 2 главе 116

Глава 3. Методика развития творческого компонента языковой способности учащихся 5 класса средней школы 119

§ 1. Структура языковой способности и показатели её развития. Типология развивающих упражнений 119

§ 2. Организация и проведение развивающего эксперимента. Программы развития творческого компонента языковой способности учащихся при обучении русскому языку в школе 124

§ 3. Развитие творческого компонента логического мышления учащихся 5 классов 138

§ 4. Совершенствование языковой догадки учащихся 5 классов 147

§ 5. Развитие образного мышления и образной стороны речи учащихся 5

классов 154

§ 6. Формирование эмоциональной стороны речи учащихся 5 классов 169

§ 7. Общие показатели сформированности творческого компонента языковой способности учащихся экспериментальных (и контрольных) классов 178

Выводы по 3 главе 184

Заключение 187

Библиографический список 193

Приложения 216 

Введение к работе:

Языковая способность личности имеет многокомпонентную структуру, вбирающую в себя интеллектуальный /общий/ и специальный компонент /состоящий из речевой и языковой части/, ядром которой является "чувство языка", языковая интуиция.

Сложность психофизиологической природы языковой способности, несовершенство методики преподавания родного языка, отсутствие ориентации учителей на реализацию развивающих задач обучения приводят к невостребованности в процессе преподавания в школе родного языка многих элементов языковой способности, и прежде всего способности к языковому творчеству, лингвистической догадке, восприимчивости эстетических функций языка, "чувства прекрасного" в языке и окружающем мире.

В результате процесс языкового обучения формализуется, школьники заучивают языковые и искусствоведческие понятия, определения механически, не понимая сущности явлений, понятий, не могут построить связное монологическое высказывание на языковую и искусствоведческую тему, недостаточно владеют тропами, фигурами речи, эмоциональными средствами выразительности, восприимчивостью к комическому в языке, не чувствуют нравственной силы слова, поэтому обнаруживают низкий уровень образного и теоретического /абстрактного, логического/ мышления: логико-языковых операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, сравнения, дифференциации, классификации.

К сожалению, как правило, невостребованными в учебном процессе оказываются и развивающие и воспитывающие возможности искусства.

Особую ценность представляет хореографическое искусство, построенное на основе синтеза литературных сюжетов, музыкаль ных композиций, образов живописи, терминология которого вобрала в себя многонациональную и многоаспектную лексику, имеющую интернациональный характер.

Хореография всегда являлась естественным стимулятором процесса роста и развития детей как физически, так и духовно, ибо конечная цель воспитания средствами хореографии во все времена была социально определена интересами личности, общества и государства.

С каждым годом возрастает роль хореографического искусства в эстетическом воспитании и общем развитии подрастающего поколения. Среди наиболее массовых форм детского творчества можно назвать и танцевальную.

Многочисленные школы дополнительного образования ведут напряженную творческую работу по решению данной проблемы, вводя, помимо специальных предметов, интегративные курсы, раскрывающие взаимосвязи языка, литературы, музыки, живописи, хореографии, не только демонстрирующие школьникам сущность искусствоведческих понятий и явлений, но и обучающие их творческим высказываниям на искусствоведческие темы, воспитывающие "чувство прекрасного" в языке и речи.

Реальные условия для решения проблемы развития языковой способности школьников средствами искусствоведческого материала созданы уже проведёнными психологическими, методико-педагогическими, лингводидактическими, как зарубежными, так и отечественными исследованиями.

Проблема развития творческого компонента языковой способности напрямую связана с ведущими концепциями психического развития личности и взаимообусловленности развития и обучения Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Большое значение имеют психологические исследования структуры языковой способности С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Н. И. Жинкина, С. Ф. Жуйкова, 3. И. Калмыкова, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, И. С. Якиманской и др., а также творческого компонента языковой способности, творчества в целом (Б. И. До донов, Е. Н. Кабанова-Меллер, Т. В. Кудрявцев, В. Я. Курбатов, Т. Рибо, О. К. Тихомиров, П. М. Якобсон, М. Г. Ярошевский и др.). В трудах Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович, Л. М. Сеченова, И. М. Павлова и др., отражены вопросы психофизиологической сущности "чувства языка".

К проблеме языкового развития личности обращались известные лингвисты В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, А. А. Потебня, С. Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба и др.

Ценны для нашего исследования разработанные Ю. Н. Карау-ловым, Г. И. Богиным, И. Я. Чернухиной и др. "методическая", "го-товностная", "лингводидактическая" модели языковой личности, параметры и уровни её развития.

Совпадают с психолого-педагогическими и лингводидактиче-ские выводы, сделанные В. В. Краевским, М. Н. Скаткиным; В. Н. Телией, В. И. Шаховским; С. И. Львовой, Е. Н. Пузанковой, И. В. Сентербергом, Е. В. Сергеевой, А. Н. Карповым, В. А. Масловой и др., о необходимости развивать творческую, эмоциональную языковую личность, способную к метафорическому мышлению, владеющую образным строем языка.

Опираемся мы в своих исследованиях и на положение лингво-дидактики о том, что важнейшим недостатком традиционного обучения в школе является доминирование изучения русского языка как системы уровневых единиц, ведущее к забвению его коммуникативной, экспрессивной и когнитивной функций (Ю. Н. Караулов, Т. В. Маркелова и др.).

При анализе методической литературы учитывались прежде всего поиски путей преодоления формализма в преподавании родного языка, возможности использования развивающих методик преподавания других дисциплин в обучении русскому языку в среднем звене общеобразовательной школы (А. С. Макаренко, В. А. Сухо-млинский Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. В. Текучев, В. А. Доб-ромыслов, Т. К. Донская, Г. К. Лидман-Орлова, М. Р. Львов, С. И. Львова, Т. М. Пахнова, Н. К. Приставкин, М. М. Разумовская, Т. В. Романова, Т. А. Служецкая, Л. И. Скворцов, Г. Я. Солганик, Л. П. ФеДоренко и др.), а также развивающие возможности хореографического искусства (Н.И. Тарасов, A.M. Мессерер, В.М. Красовская, А. Я. Ваганова и др.).

ЦЕЛЬ настоящего исследования — разработка методики развития творческого компонента языковой способности учащихся 5-8 классов на основе искусствоведческого материала.

Проверка гипотезы исследования требовала решения следующих ЗАДАЧ:

1. Проанализировать лингвистическую, психологическую, дидактическую, методическую и искусствоведческую литературу по теме диссертационного исследования для определения теоретических основ формирования творческого компонента языковой способности на искусствоведческом материале.

2. Исследовать уровень развития творческого компонента языковой способности учащихся, т. е., состояние преподавания родного языка в школе и процесс формирования языковой способности учащихся 5-8 классов за время школьного обучения.

3. Разработать систему развивающих упражнений, обеспечивающих формирование творческого компонента языковой способности школьников на основе изучения искусствоведческого материала, программы экспериментального обучения.

4. Проверить эффективность экспериментальной методики в школе.

При решении этих задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы по проблеме, наблюдение за процессом обучения, анкетирование, тестирование, беседа, констатирующие срезы, обучающий эксперимент.

Исследование проводилось более 10 лет (с 1991 по 2004 годы) в несколько этапов.

На 1 этапе (1991-1993 г.г.) изучалась литература, посвященная общему и языковому развитию детей. Был проведён констатирующий срез, выявивший проблемы развития творческого компонента языковой способности учеников 5-8 классов г. Орла и охвативший около 400 учащихся и 70 учителей (общеобразовательных школ (№№ 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др. г. Орла). На 2 этапе (1993-1995г.г.) осуществлялась подготовка программы опытного обучения и разработка учебных материалов.

На 3 этапе (1996-1999 г. г.) составленные учебные материалы проверялись в пробном и расширенном опытном обучении, проводившемся в 5-х классах общеобразовательных школ (№№ 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др.) г. Орла, а также в 5-8 классах хореографической школы г. Орла, школах искусств им. Д. Б. Кабалевского и ДШИ Орловской области. В экспериментальном обучении участвовало около 500 школьников, обучающихся в условиях шести- и пятидневной учебной недели.

На 4 этапе исследования, в настоящее время, продолжается апро бация экспериментальных материалов участниками творческой площадки.

ГИПОТЕЗА исследования:

Творческий компонент языковой способности учащихся наиболее успешно формируется при условии востребованности в процессе языкового обучения "чувства языка", его эстетических функций (образных и эмоциональных средств языка), а также интегра-тивного искусствоведческого материала:

Проблема развития языковой способности учащихся решается нами на материале интегративного курса "Беседы о хореографическом искусстве" Взаимосвязи языка и искусства". Кроме того, элементы нашей методики, материалы спецкурса могут использоваться и в средней общеобразовательной школе на традиционных уроках русского языка или развития связной речи.

Таким образом, ОБЪЕКТОМ исследования является процесс формирования творческого компонента языковой способности учащихся 5-8 классов.

ПРЕДМЕТ научного поиска - методика развития творческого компонента языковой способности учащихся 5 классов на основе искусствоведческого материала.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что

— выявлено и описано современное состояние развития творческого компонента языковой способности учащихся 5-8 классов средней школы;

— создана методика развития творческого компонента языковой способности учащихся на основе изучения искусствоведческого материала;

— составлен словарь хореографических терминов для школьников;

— разработана методическая система, обеспечивающая достаточ ную восприимчивость к развивающему обучению не только лингвистически одарённых, но и "слабых" учащихся, с замедлением темпа общего и языкового развития.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в анализе и решении проблемы языкового творчества на искусствоведческом материале, развития "чувства эстетического в языке", в разработке диагностических заданий развития творческого компонента языковой способности детей на искусствоведческом материале; в создании системы развивающих упражнений, в разработке экспериментальной программы интегративного курса, реализующего развивающие и воспитывающие возможности языка и искусства хореографии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработанная методика диагностики и развития творческого компонента языковой способности позволяет отслеживать воздействие изучения искусствоведческого материала на языковое развитие ребенка, совершенствование его творческих способностей.

Предложенная методика внедрена в практику учителей общеобразовательных школ (№№ 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др.) г. Орла, г. Орла, в процесс изучения интегративных курсов хореографической школы г. Орла. Компоненты методики могут быть учтены при создании учебников, школьных программ, методических пособий для учителей русского языка. Интегративный курс в целом, может быть использован в средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях.

ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБОСНОВАННОСТЬ проводимого исследования, его результатов и выводов обеспечивается опорой на достижения современной лингвистической, психолого педагогической, лингводидактической, методической, искусство ведческой наук, совокупностью используемых методов, достаточным количеством испытуемых: более 500 учащихся 5-8 классов, 70 преподавателей русского языка школ, а также положительными результатами экспериментального обучения.

Результаты исследования апробированы на заседаниях лаборатории инновационных технологий обучения русскому языку Орловского филиала ИОСО РАО (2002-2003 гг.), на научно-практических конференциях преподавателей ОГУ (1996-1998 г.г.), заседаниях аспирантского объединения кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе, международных фестивалях (1999 -Испания, 2002 - Москва, 2003 - Швеция), на Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ОГУ (2001-2004 г.г.), на педагогических советах и заседаниях методобъе-динений преподавателей русского языка и литературы и учителей начальных классов средних общеобразовательных школ №№ 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др г. Орла, школы-лицея г. Ливны, специализированных школ г. Орла и области (1999-2003г.г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. При обучении русскому языку необходимо проводить целенаправленную работу по совершенствованию творческого компонента языковой способности, используя эстетические возможности искусствоведческого материала.

2. Хореография как вид искусства обладает уникальными развивающими и воспитывающими возможностями в силу синкретично-сти своей природы: единства слова, музыки и живописи, которые в должной мере не используются при обучении родному языку.

3. Формирование языковой способности на искусствоведческом материале может строиться в различных направлениях: через обогащение словарного запаса искусствоведческими понятиями, развитие "чувства языка" средствами этимологического анализа искусствоведческой лексики и языкового анализа искусствоведческих текстов, совершенствование умения- написания изложений и сочинений на искусствоведческие темы.

4. Развивающие возможности несет в себе не только специальный интегративныи курс, предполагающий решение в единстве задач языкового развития и изучения искусствоведческих явлений, но и использование фрагментов, элементов предлагаемой методики на любом традиционном уроке обучения русскому языку и развития связной речи.

Содержание и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Подобные работы
Фураева Елена Анатольевна
Методические основы организации проектной деятельности учащихся 8-9 классов в процессе обучения технологии обработки текстильных материалов
Борзова Елена Васильевна
Развитие умений диалогической речи учащихся 5-6 классов средней школы на функциональной основе (на материале английского языка)
Орел Александр Евгеньевич
Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся (На материале курса физики 7-8 классов)
Прусова Юлия Михайловна
Развитие лексического компонента языковой способности учащихся 5классов в рамках интегративного изучения лексико-фразеологических систем русского и английского языков
Деньгина Нина Олеговна
Обучение устной иноязычной речи на основе проектного подхода учащихся старших классов гимназий (На материале английского языка)
Соколова Лариса Эдуардовна
Методические основы отбора иллюстративного материала для учебников русского языка (5-9 классы)
Осипова Ирина Вагизовна
Организация самостоятельной деятельности учащихся при изучении химии как средство их интеллектуального развития на основе использования регионального материала
Трофимова Людмила Валентиновна
Формирование самостоятельной учебной деятельности студентов языкового факультета на основе развития учебной автономии (На материале французского языка)
Ли Йонг Хи
Совершенствование грамматического аспекта иноязычной устной речи корейских учащихся на основе развития автоматизма синтаксических структур (На материале английского языка)
Макарова Наталья Николаевна
Коммуникативно-игровая методика развития речи младших школьников на основе мультимедийных материалов

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net