Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Психологические науки
Общая психология, психология личности, история психологии

Диссертационная работа:

Франова Ирина Владимировна. Эволюция теоретико-методологических оснований когнитивной психотерапии : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Франова Ирина Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2009.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/590

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность. Современная когнитивная психотерапия является высокоэффективным, экономичным подходом к лечению широкого спектра нарушений психического функционирования (Бек А. и др., 2003; Барлоу Д., 2008; Blackburn I.M. et al., 1986; Clark D.M., 1986; Fairburn C.G., 1997; Foa E.B., Meadows E.A., 1997; Hollon S.D., Najavits L., 1988; Power K.G. et al, 1990; TarrierN. et al., 1999; Williams S.L., Falbo J., 1996). На протяжении полувековой истории своего существования этот подход претерпел значительное развитие (Бек А., Фримен А, 2002; Махони М., 2000; Холмогорова А.Б., 2001; Beck А., 1963; Ellis А, 1958; Guidano V., Liotti J., 1985). Сохраняя «фирменную» интегративную направленность, на каждом витке своего развития когнитивная психотерапия включает в сферу синтеза новые элементы, выбор которых обусловлен отчасти внутренней логикой развития традиции, отчасти историческими процессами общенаучного порядка.

Все более широкое распространение психотерапии в современном обществе приводит к тому, что ее теоретико-методологические основания начинают, в свою очередь, нормировать общественное сознание, прежде всего в аспекте образа человека, представлений о его развитии, здоровье и благополучии как ориентиров для широкой педагогической практики и сферы психологической помощи.

Актуальность реконструкции теоретико-методологических оснований когнитивной психотерапии связана, с одной стороны, с возрастающим влиянием этого подхода во всем мире (Барлоу Д., 2008), в том числе и у нас в стране, а с другой - с дефицитом методологических работ, посвященных этому направлению психотерапии. В отечественной литературе начало такому анализу было положено серией статей А.Б.Холмогоровой (1996, 2001), в которых указывается на противоречивость выводов исследований, посвященных анализу теоретико-методологических оснований когнитивной психотерапии, и на недостаток внутринаучной рефлексии этих оснований в рамках самой

традиции.

Хотя когнитивная психотерапия и относится к когнитивно-бихевиоральному направлению, она существенно отличается от других подходов в рамках данного направления выраженной интегративной ориентацией. При разработке теоретических оснований создатели когнитивной психотерапии обращаются к различным философским концепциям, современной методологии науки, психологическим теориям и экспериментальным данным. При этом в теоретических работах представителей когнитивной психотерапии (Бек А. и др., 2003; Эллис А., 2002; Perris С, 1988) акцент сделан на отыскании в истории философии идей, созвучных теории когнитивной психотерапии. Такие работы построены по принципу, скорее, юнгианской амплификации, чем историко-научного анализа -в них производится обогащение смысла рассматриваемого явления (в данном случае, когнитивной психотерапии) путём привлечения аналогичных, «похожих» идей и образов. К положительным сторонам такого подхода относится то, что создаётся впечатление глубокой укоренённости когнитивной психотерапии в мировой культуре, к существенным недостаткам -недифференцированность и фрагментарность реконструируемых таким образом теоретико-методологических оснований.

Чтобы преодолеть указанные недостатки, необходимо осуществить последовательный анализ теоретико-методологических оснований когнитивной психотерапии. Такой анализ предполагает экспликацию философских, общенаучных и конкретно-научных оснований, в соответствии с тремя уровнями методологического знания, выделенными Э.Г.Юдиным (1978).

Философские основания психотерапии можно рассматривать как целостный образ человека, на который ориентирована та или иная психотерапевтическая традиция - иными словами, как лежащую в ее основе философскую антропологию. Общенаучные основания применительно к психотерапии предстают как предельно общие принципы анализа проблемы

психического благополучия человека (например, такой анализ может проводиться с позиций системного подхода). Наконец, конкретно-научные основания можно рассматривать как базу для выделения целей и принципов психотерапевтической помощи (в случае когнитивной психотерапии это, в первую очередь, система представлений о когнитивных процессах и их роли в психической жизни человека).

Внимание современных исследователей к теоретико-методологическим и философским основаниям психотерапии (Аграчёв С.Г., 2002; Василюк Ф.В., 2003; Ромек Е.А., 2002; Руткевич A.M., 1985; Соколова Е.Т., 2002; Холмогорова А.Б., 2006; Цапкин В.Н., 2004) отражает общую тенденцию - осознание важности для гуманитарных дисциплин (истории, психологии, педагогики, социологии, экономики, культурологии) рефлексии базовых представлений о человеке. Значение такой рефлексии обусловлено тем, что она задаёт единую перспективу для интеграции всего многообразия знаний о феномене человека, важных для этих областей научных исследований и практики (Юдин, 1978, 1997). Примером рефлексии философско-антропологических оснований отдельных гуманитарных дисциплин могут служить педагогическая, психологическая, социальная и политическая антропологии (Баландье Ж., 2001; Бим-Бад Б.М., 1998; Крадин Н.Н., 2004; Минюшев Ф.И., 1997; Слободчиков В.И., 2009; Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995).

Актуальным является анализ отечественных моделей рациональной
психотерапии, возникших под влиянием сходных теоретических идей
(Консторум СИ., 1930, 1962; Рожнов В.Е., 1979, 1982), а также концепции
когнитивно-рефлексивной психотерапии А.Б.Холмогоровой, которая
интегрирует теоретические и практические разработки когнитивной
психотерапии и отечественной культурно-исторической психологии

(ХолмогороваА.Б., 2001; 2006).

Таким образом, задача целостного историко-научного анализа эволюции теоретико-методологических оснований когнитивной психотерапии является

актуальной, а ее решение требует реконструкции философско-

антропологических оснований когнитивной психотерапии, выявления ее

методологических принципов и описания теоретико-психологических

представлений.

Новизна: Впервые проведен целостный анализ теоретико-методологических

оснований психотерапии в соответствии с тремя уровнями методологического

знания, выделенными Э.Г.Юдиным. Впервые выделены этапы развития

когнитивной психотерапии на основании критерия смены базовых философско-

антропологических представлений и сопутствующей эволюции

методологических и теоретико-методологических представлений. Впервые

систематически описаны источники теоретического и идеологического влияния

на процесс становления когнитивной психотерапии как самостоятельного

направления.

Цель исследования: выделение и критический анализ философско-

антропологических оснований когнитивной психотерапии, общенаучных

принципов и теоретико-психологических представлений, развиваемых на

разных этапах ее становления.

Объект исследования: становление и развитие когнитивной психотерапии.

Предмет исследования: философско-антропологические основания,

общенаучные принципы и теоретико-психологические представления

когнитивной психотерапии.

Гипотезы исследования:

1. Общими чертами теоретико-методологических оснований разных
направлений, представляющих когнитивную психотерапию, являются
натуралистический подход к человеку и опора на идеи эволюционизма.

  1. Различия в теоретико-методологических установках разных направлений, представляющих когнитивную психотерапию, в значительной мере определяются различиями их философско-антропологических оснований.

  2. Ассимиляция достижений когнитивной психотерапии в научной традиции

отечественной психологии предполагает пересмотр философско-антропологических оснований когнитивной психотерапии на основе принципов культурно-исторической психологии. Задачи исследования:

  1. Анализ специфики и функций философско-антропологических оснований психотерапии.

  2. Анализ основных положений и теоретико-психологических представлений, характерных для различных вариантов когнитивной психотерапии и складывавшихся по мере становления традиции.

  3. Анализ и систематизация философских и психологических идей и подходов, повлиявших на развитие когнитивной психотерапии по мере становления традиции.

  1. Выделение этапов развития когнитивной психотерапии. Экспликация философско-антропологических представлений, лежащих в основе теоретических положений и практических методов работы на разных этапах становления изучаемой традиции.

  2. Анализ отечественных психотерапевтических подходов, развивающих когнитивную психотерапию или имеющих с ней общие теоретические истоки. Методы исследования: задача анализа теоретико-методологических оснований решается на основе предложенной Э.Г.Юдиным (1978) схемы многоуровневого методологического анализа. Анализ теоретических принципов когнитивной психотерапии (конкретно-научный уровень методологического анализа), дополняется культурно-историческим анализом основных идей, повлиявших на процесс становления когнитивной психотерапии как самостоятельного направления, а также доминирующих в то время общенаучных взглядов (общенаучный уровень методологического анализа). Философский уровень методологического анализа осуществляется в работе через обращение к понятию философско-антропологических оснований психотерапии. Сравнительный анализ выделенных вариантов когнитивной психотерапии на

основании единой методологической схемы позволяет обоснованно судить о

характере эволюции теоретико-методологических оснований когнитивной

психотерапии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Когнитивная психотерапия как самостоятельное направление складывается в
результате интеграции идей психодинамической традиции с достижениями
экспериментальной, прежде всего, когнитивной, психологии. Представителей
данного направления объединяет также стремление использовать для решения
теоретических задач философское знание и общенаучные концепции.
Философско-методологическое знание определяет характер интеграции
разнородных по происхождению элементов когнитивной психотерапии.

2. В ходе развития философско-антропологические основания когнитивной
психотерапии претерпели определённую эволюцию. На основании критерия
смены философско-антропологических оснований можно выделить три этапа
становления когнитивной психотерапии.

  1. На первом этапе когнитивная психотерапия активно использует систему представлений о человеке, разработанную в рамках философии прагматизма Дж.Дьюи. Классической для этого этапа является рационально-эмотивная поведенческая психотерапия А.Эллиса. В ее основе лежит представление о человеке как обладающем эволюционно обусловленной способностью мыслить рационально (т.е. с учетом независимо от него существующих условий и обстоятельств жизни) и иррационально (т.е. без учёта таких условий).

  2. На втором этапе когнитивная психотерапия определяет себя как часть общенаучного когнитивного движения (междисциплинарного исследования когнитивных процессов). Классической для этого этапа является когнитивная терапия А.Бека. В ее основе лежит представление о человеке как исследователе, способном регулировать свою активность на основе истинного познания эмпирических фактов.

2.3. На третьем этапе когнитивная психотерапия обращается к идеям философии конструктивизма. Классической для этого этапа является когнитивная терапия В.Гвидано и Дж.Лиотти. В её основе лежит представление о человеке как находящемся в процессе непрерывного развития, в ходе которого происходит построение всё более полного представления о себе и своём месте в мире.

  1. Философско-антропологические основания когнитивной психотерапии как единого направления следуют традициям натурализма и скептицизма, что во многом определяет лежащий в основе когнитивной психотерапии образ человека и формулировку целей психологической помощи.

  2. Обогащение когнитивной психотерапии идеями культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и разработками отечественной психологии мышления (Б.В.Зейгарник, П.Я.Гальперина, Н.Г.Алексеева, В.К.Зарецкого) привело к созданию оригинальной когнитивно-рефлексивной модели психотерапии (Холмогорова А.Б., 2001, 2006), которая направлена на преодоление натуралистического подхода к человеку.

Теоретическая значимость исследования определяется

  1. детальным историко-психологическим анализом источников теоретического влияния на традицию когнитивной психотерапии в процессе ее становления; анализом решения проблемы интеграции разнородных по происхождению знаний в теории и в практике когнитивной психотерапии на разных этапах становления традиции;

  2. обоснованием критериев, позволяющих различить определённые этапы в истории становления когнитивной психотерапии;

3) описанием эволюции теоретико-методологических и философско-
антропологических оснований в процессе развития когнитивной психотерапии
- от натуралистического к культурно-историческому подходу к человеку.
Практическая значимость определяется разработкой системы представлений
об историческом становлении когнитивной психотерапии, что позволит

усовершенствовать лекционные курсы по психотерапии, практическое обучение этому методу и задает перспективы его дальнейшего развития и интеграции с оригинальными теоретическими и практическими разработками отечественной психологии. Практически важной является также экспликация мировоззренческих ориентиров, которыми руководствуются когнитивные психотерапевты в своей повседневной практике - экспликация модели психологического здоровья, на основе которой формулируются цели психотерапии.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы включает в себя 177 источников, из них 38 на иностранных языках.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net