Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Психологические науки
Общая психология, психология личности, история психологии

Диссертационная работа:

Низовских, Нина Аркадьевна. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Низовских Нина Аркадьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 673 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-19/7

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования определяется значимостью личностного саморазвития человека для его психологического благополучия, физических, социальных и духовных достижений. Психологическая готовность к саморазвитию позволяет человеку при решении жизненных задач опираться на ресурс целенаправленных личностных самоизменений.

Представления о личностном саморазвитии во времени существенно обогащаются: саморазвитие рассматривается как фундаментальная способность человека становиться и быть субъектом своей собственной жизни; в психологии утвердилась идея о личности как инстанции саморазвития (личность рассматривается как субъект и объект развития); признается, что для истинной личности собственное развитие является высшей ценностью и главной потребностью. Идея саморазвития является одной из сущностных в психологии личности. Вместе с тем вопросы феноменологии личностного саморазвития человека требуют дальнейшего изучения.

Продуктивной для психологии личности является идея о жизненных принципах как средстве личностного саморазвития человека.

Жизненные принципы – фундаментальная психологически значимая позиция. Понятие «жизненные принципы» релевантно понятию «внутренняя позиция человека», поскольку феноменологически жизненные принципы представляют собой определенные ценностные суждения, идеи, избранные человеком в качестве основополагающих, определяющих его поступки. Посредством жизненных принципов, выступающих ценностными ориентирами, человек определяет и переопределяет себя, руководит собою, выступает как творящая себя личность. Наличие осознанных жизненных принципов свидетельствует о личностной позиции человека в мире.

Значимость анализа жизненных принципов в процессах личностного саморазвития определяется парадигмой потенциальной множественности возможных путей развития человека как личности. Исследование жизненных принципов как средства личностного саморазвития актуально для многих отраслей психологии.

Общей методологической основой исследования выступают идеи Аристотеля, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса о роли социального окружения в становлении и бытии человека.

Аристотель придавал принципиальное значение социальной сущности человека, в частности он указывал на значение суждений в организации индивидуальной жизни человека. По мысли философа, «дело человека – некая жизнь, а жизнь эта – деятельность души и поступки при участии суждения». Задача человека – найти «верное суждение» для осуществления сознательного выбора поступка. Аристотель полагал, что именно сознательный выбор – стремящийся ум (то есть ум, движимый стремлением) или же осмысленное стремление (то есть стремление, движимое мыслью) – выступает в качестве начала, которое и есть сам человек. В нашем исследовании мы исходим из этих положений Аристотеля для теоретического осмысления сущностной роли жизненных принципов в личностном саморазвитии человека.

Наряду с воззрениями Аристотеля в основе нашего исследования лежат идеи И. Канта. В своем понимании мира и человека философ отводил принципам весьма значительное место. Термин «принцип», как полагал И. Кант, обычно обозначает такое знание, которое можно применить как принцип. И. Кант приписывал способность давать принципы разуму, в отличие от рассудка, способного давать правила. Принципы значимы для достижения мудрости и составляют стержень человеческого характера: поступать согласно твердым принципам, значит противостоять природе и самому делать себя.

Кроме того, значимым основанием наших исследований, выступило положение Г. В. Ф. Гегеля о том, что особенностью европейцев является обладание ими в качестве своего принципа и характера конкретно-всеобщим, самое себя определяющей мыслью; индивидуум-европеец исходит в своих частных действиях из твердо установленных всеобщих принципов. Опасность для человека таится в таком положении дел, когда власть рассудительности и всеобщего, власть теоретических и моральных принципов уступает силе природного начала, обычно им подчиненного и ими скрытого; но человек может вступить в разлад с действительностью и тогда, когда он придерживается односторонних принципов.

В то же время мы исходим из представлений К. Маркса о том, что принципы – это продукт исторической деятельности людей, утверждения о вечных принципах беспочвенны. Люди, устанавливая общественные отношения соответственно развитию их материального производства, «создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям». В частности, из экономических условий существования вытекают отношения человека к человеку. Изучать эти вопросы – значит изображать людей как действующих лиц и авторов их собственной истории.

Психологические аспекты феномена жизненных принципов личности изучаются нами в контексте научной школы феноменологии бытия и развития личности В. С. Мухиной. Теоретически обосновать роль жизненных принципов как средства саморазвития позволяет понятие «Великое идеополе общественного сознания», введенное В. С. Мухиной и определяемое ею как «великое пространство, объективно существующее и вмещающее в себя опыт познавательной деятельности всего человечества и открытое для взаимодействия с ним».

В нашем исследовании мы исходим из того, что носителями идей, извлекаемых человеком из идеополя общественного сознания, в частности, являются жизненные принципы личности.

Наряду с указанными положениями основополагающее значение для построения концепции жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека имеют разработанные В. С. Мухиной понятия «внутренняя позиция человека» и «структура самосознания личности». Внутренняя позиция, по определению В. С. Мухиной, – это «особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще». Жизненные принципы, по сути своей, – это и есть внутренняя позиция, определяющая поведение и характер действий человека. Жизненные принципы сущностно связаны с самосознанием человека, которое, по мысли В. С. Мухиной, имеет следующую исторически сложившуюся социально обусловленную структуру: имя собственное, соединенное с личным местоимением, за которым стоят физический облик, индивидуальная духовная сущность, самоутверждение; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социально-нормативное пространство. Жизненные принципы соотносимы со всеми компонентами самосознания: притязаниями, половой идентичностью, психологическим временем личности, с ее ценностными ориентациями и социально-нормативным пространством. Мы полагаем, что посредством жизненных принципов личность определяет и осмысливает свое «я», свои притязания, свои временные перспективы, долженствование и права.

Автор ориентирован и на другие сложившиеся в психологии подходы, в числе которых концепция опосредованности высших психических процессов системами значений, разработанная в рамках научных школ (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия); концепция личности С. Л. Рубинштейна; теория личных конструктов Дж. Келли; концепция Д. А. Леонтьева о смысле как интегративной основе личности; концепция семантического пространства как операционального аналога индивидуальной системы значений В. Ф. Петренко; концепция Дж. Бьюдженталя о приоритетной роли субъективного в самоосуществлении человека; концепция отраженной субъектности А. В. Петровского и В. А. Петровского и др.

В центре нашего исследования – личность, управляющая собственным развитием посредством жизненных принципов.

Объект исследования – личность как субъект саморазвития.

Предмет исследования – жизненные принципы как внутренняя позиция личности, а также стоящие за ними категориальные структуры общественного и индивидуального сознания, опосредствующие личностное саморазвитие человека.

Цель исследования – выявление структуры и содержания жизненных принципов человека как средства его личностного саморазвития.

Гипотезы исследования:

I. Структура и содержание жизненных принципов как внутренней позиции конкретного человека обусловлены его принадлежностью к социокультурной общности, возрастно-половым статусом, уникальным жизненным опытом.

II. Жизненные принципы отдельного человека вырастают из сферы идеополя общественного сознания и опосредствуют личностный способ бытия и личностное саморазвитие.

III. Представленная в жизненных принципах личности внутренняя позиция как ценностное отношение к миру имеет особую структуру – глубинные системы значений, которые выявляются методами психосемантики. Эта структура может быть упорядоченной и неупорядоченной.

IV. Жизненные принципы личности формируются внутри конкретных социальных групп и представляют собой относительно постоянные системы ценностных отношений.

V. Жизненные принципы соотносятся со структурой самосознания личности: ценностным отношением к имени, притязаниями, половой идентификацией, психологическим временем, долженствованием и правами. Отстаивание жизненных принципов, а также их переозначивание и переосмысление выступают показателями личностной позиции в отношении к ценности саморазвития.

Для достижения цели исследования в соответствии с гипотезами были поставлены следующие теоретические, методологические и эмпирические задачи:

проанализировать и обобщить сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии подходы к проблеме личности как субъекту саморазвития;

описать сущность и феноменологию функционирования личности как субъекта саморазвития в парадигмах культурно-исторического и психосемантического подходов, концепции феноменологии бытия и развития личности;

концептуализировать жизненные принципы как имплицитные средства личностного способа жизнедеятельности и саморазвития человека;

выявить и проанализировать структуру и содержание ценностных отношений, представленных в жизненных принципах женщин и мужчин;

реконструировать жизненные принципы через контекст структуры самосознания личности;

исследовать возможности построения и анализа семантических пространств, моделирующих глубинные системы значений индивидуального сознания, лежащих в основе жизненных принципов участников исследования.

Методы исследования. Разработка и применение методического инструментария осуществлялись в рамках подхода к исследованию феноменологии бытия и развития личности В. С. Мухиной и психосемантического подхода, развиваемого В. Ф. Петренко.

Применялись следующие методы: 1. Ретроспективная анкета жизненных принципов (Н. А. Низовских). 2. Метод реконструкции жизненных принципов через контекст структуры самосознания личности (В. С. Мухина). 3. Психосемантическая методика атрибуции мотивов жизненным принципам личности (Н. А. Низовских, В. Ф. Петренко), включающая исследование психологического портрета и самоотчетов личности.

Выборка. Исследование проведено на выборке 1535 респондентов в возрасте от 17 до 63 лет, получающих или уже имеющих высшее образование; из них женщин – 1027, мужчин – 508. В контексте исследования испытуемые были поделены на группы по половому признаку.

Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов определяются методологическими положениями, выступившими основой исследования, теоретическим анализом поставленной проблемы, адекватностью моделей и методов исследования целям и задачам работы, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, применением процедур математической обработки данных.

Научная новизна и теоретическое значение исследования

1. Сформирована концепция жизненных принципов как имплицитного средства личностного саморазвития человека. Данная концепция расширяет представления о феноменологии бытия и развития личности. Жизненные принципы рассматриваются как личностная внутренняя позиция человека в мире. Феноменологически жизненные принципы проявляются в речевых высказываниях и выступают носителями руководящих идей, позволяющих человеку создавать новое в своем самосознании, переживаниях и поведении. Жизненные принципы имеют выражение не только в вербальных формулировках, но и непосредственно в поведении, в отношениях с другими людьми, с миром, что может не совпадать с вербально оформленными правилами жизни. Представленные в жизненных принципах личности ценностные отношения имеют внутреннюю структуру, которая может быть упорядоченной и неупорядоченной.

2. Сформулированы положения о том, что жизненные принципы отдельной личности вырастают из сферы идеополя общественного сознания, формируются внутри конкретных социальных групп, выступают как относительно постоянные системы ценностных отношений. Выявлено и описано содержание ценностных отношений, представленных в жизненных принципах испытуемых мужчин и женщин. Показано, что жизненные принципы определяют отношение мужчин и женщин к миру: отношение к духовным ценностям, отношение к себе, отношение к другим людям, человечеству, природе, отечеству.

3. Установлено, что большинство жизненных принципов заимствуется у родителей; значительная часть принципов формулируется самостоятельно; существенный вклад в выработку жизненных принципов вносят окружающие люди: родственники, учителя, наставники и др.; важным источником жизненных принципов являются Библия, устное народное творчество, литература, средства массовой информации и в целом идеополе общественного сознания.

4. Созданы словари ценностных суждений жизненных принципов женской и мужской групп.

5. Определено понятие личностного саморазвития как специфической полимотивированной внутренней и внешней деятельности человека по созданию нового в своем сознании, переживаниях и поведении при помощи специальных психологических средств. Выделены и описаны ведущие мотивы личностного саморазвития человека: мотивация к подражанию, потребность в любви и признании, стремление к независимости, стремление к обогащению своих сущностных сил, самоутверждение, самореализация, самовыражение, самосовершенствование, достижение чувства полноты существования и др.

6. Сформулирована и обоснована концепция психологических средств личностного саморазвития как орудий и способов воздействия человека на самого себя и свою жизнедеятельность с целью достижения целенаправленных самоизменений. Выделены некоторые виды психологических средств личностного саморазвития человека: речевое высказывание (афоризмы, пословицы, поговорки, прецедентные тексты и др.); нарративы (жизненные истории, автобиографические воспоминания); образ (идеал, соборная личность и др.); действие (молитва, ведение дневника, визуализации и др.); символ; произведения искусства.

7. Обоснована возможность реконструирования жизненных принципов через контекст структуры самосознания личности: жизненные принципы соотнесены с именем, притязанием на признание, половой идентификацией, самобытием в прошлом, настоящем и будущем, долженствованием и правами. Отстаивание, переозначивание и переосмысление жизненных принципов определены как показатели личностной позиции в отношении к ценности саморазвития.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Структура и содержание жизненных принципов как внутренней позиции конкретного человека обусловлены следующими факторами: принадлежностью к социокультурной общности, половозрастным статусом, жизненным опытом, внутренней субъективной реальностью, структурой самосознания. Жизненные принципы отдельного человека могут быть либо осознанными и системно организованными, либо неосознанными и бессистемными. Односторонние, бессистемные квазипринципы, не осознанные и не осмысленные самим человеком, не могут выступать средством личностного саморазвития. Средством личностного саморазвития могут выступать системно организованные, осознанные и осмысленные самим человеком жизненные принципы. Содержание жизненных принципов обусловливает множественность возможных вариантов развития личности.

II. Жизненные принципы отдельного человека вырастают из сферы идеополя общественного сознания и, выступая в своей совокупности как жизненная философия, идеология человека, выражающая его отношение к духовным ценностям, самому себе, другим людям, человечеству, природе, отечеству, опосредствуют личностный способ бытия и личностное саморазвитие.

III. Жизненные принципы, феноменологически представляющие собой речевые высказывания, отражают руководящие идеи, определяющие личностную позицию человека в мире. В жизненных принципах представлены сущностные интенции и характеристики конкретной личности.

IV. Представленные в жизненных принципах личности ценностные отношения имеют внутреннюю структуру – системы значений и смыслов, выявляемых методами психосемантического анализа.

V. Жизненные принципы конкретной личности формируются внутри конкретных социальных групп и представляют собой относительно постоянные системы ценностных отношений. Ценностные отношения, содержащиеся в жизненных принципах представителей отдельных социальных групп, являют собой относительно постоянные конструкты.

VI. Психосемантический анализ позволяет выявить проблемы и противоречия, а также скрытые потенциалы ценностных отношений личности, заданных ее жизненными принципами. Исследование жизненных принципов одного и того же человека через определенные промежутки времени позволяет отслеживать личностные самоизменения человека в системе его собственных субъективных шкал.

VII. Жизненные принципы соотносятся со структурой самосознания личности: ценностным отношением к имени, притязаниями, половой идентификацией, психологическим временем, долженствованием и правами. Отстаивание жизненных принципов, а также их переозначивание и переосмысление выступают показателями личностной позиции в отношении к ценности саморазвития.

Практическая значимость исследования. Анализ жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека выявил новые возможности для психологической помощи, нацеленной на содействие саморазвитию личности. В образовательной и консультативной практике открываются перспективы работы с жизненными принципами личности. Значение феномена жизненных принципов человека в том, что они имеют своим истоком идеополе общественного сознания, формируются внутри конкретных социальных групп и становятся в итоге личностной позицией человека в мире, во многом определяя социальную успешность, достижения и благополучие человека. Жизненные принципы должны учитываться в общей характеристике личности. Бессистемные, неконструктивные квазипринципы не могут обеспечить прогрессивное личностное саморазвитие человека. Средством прогрессивного личностного саморазвития может стать система осознанных, гибких, соединяющих с миром конструктивных принципов. Результаты исследования жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека могут применяться в образовательной практике с детьми, учащимися, студентами, в подготовке и повышении квалификации психологов, социальных работников, педагогов, менеджеров, бизнесменов и других специалистов. Исследование способствует повышению эффективности психологического консультирования посредством включения в арсенал консультанта методов изучения и, при необходимости, трансформации жизненных принципов клиента. Применение в практике социально-психологической помощи человеку методов работы с жизненными принципами позволяет специалистам преодолевать позицию «относительного дистанцирования» от включенности в процессы социализации.

Апробация и внедрение работы. Результаты исследования отражены в докладах и публикациях материалов на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях. Основные положения и результаты диссертации представлены на международных конференциях (Москва, 1996; Москва, 2000; Киров, 2003; Москва, 2005; Сочи, 2006; Киров, 2008; Киев, 2008; Киров, 2009); Российско-Белорусской научно-теоретической конференции (Киров, 2003); Всероссийских конференциях (Киров, 1996; Москва, 1997; Казань, 2000; Киров, 2002; Рязань, 2002; Арзамас, 2003; Казань, 2004; Казань, 2005; Таганрог, 2005; Киров, 2006; Киров, 2007; Краснодар, 2008); межрегиональных и региональных конференциях (Пермь, 1996; Елец, 1997; Киров, 1998, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005; Рязань, 2004; Пермь, 2005); областных научных и научно-практических конференциях (Киров, 1996, 1997, 1999, 2004, 2005, 2010). Апробация исследования также осуществлена в выступлении на круглом столе IV съезда РПО (Ростов-на-Дону, 2007); в рамках Всероссийской школы молодых ученых Института психологии РАН (Москва, 2005); в выступлении на секции Международного Форума «Образ российской психологии в регионах страны и в мире» (Сочи, 2006).

Основные положения диссертационного исследования используются на факультете психологии Вятского государственного гуманитарного университета при проведении авторского курса «Психология саморазвития», при чтении лекций и проведении семинарских и практических занятий по психологии развития и возрастной психологии. Авторские разработки применены в диссертационных исследованиях Э. В. Бушковой-Шиклиной (Н. Новгород, 2007), Ю. Семенова (Курск, 2004), в выпускных квалификационных работах, выполненных на факультете психологии ВятГГУ (Е. А. Ронжин, 2010; М. С. Тюлькин, 2010; В. М. Шкурихина, 2008). Результаты проведенного исследования внедряются в деятельность Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Исследование на тему «Применение психосемантического метода атрибуции мотивов жизненным принципам в профессиональном саморазвитии психологов и педагогов» получило финансовую поддержку Министерства образования Российской Федерации (грант № 183-33 по разделу 0602281216).

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры психологии развития факультета психологии и педагогики МПГУ (2008, 2010), в лаборатории психосемантики и общения МГУ им. М. В. Ломоносова, на заседании кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2006), заседаниях кафедры практической психологии и научных сессиях Вятского государственного гуманитарного университета (2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010).

По теме диссертации опубликовано 56 работ, в том числе десять публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, две монографии (2000, 2007).

Структура и объем диссертации. Текст диссертации изложен на 449 страницах (без учета приложений), включает введение, пять глав, заключение, библиографический список; приложения представлены на 224 страницах. Библиографический список составляет 454 названия, в том числе 34 – на иностранных языках.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net